LA CANA (КАНЬЯ)

Cana (канья) — форма фламенко, который близко связан с soleares и, возможно, даже был его предшественником. Cana, является обычно cante jondo в природе и общепринятый как одна из самых старых форм фламенко. Это считается самым истинным и красивым.

Канья относится к древнейшим стилям канте хондо, и поэтому практически нет песен, которые бы что-нибудь у нее не позаимствовали. Она повлияла не только на малые стили фламенко, но и на те, которые сами считаются фундаментальными, например, от каньи берет свое начало поло. Считается, что название стиля происходит от арабского слова «gamia» («песня»), которое позднее трансформировалось в «канья». В настоящее время это пение не очень распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX века. Канья относится к тем песням, которые называют «чистым золотом» канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью, сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными. Роль гитары в канье второстепенная — она находится на втором плане и лишь подчеркивает голос, вся сила этих песен заключается в пении. Точно неизвестно, цыганского канья происхождения или нет, но одно можно сказать точно — цыганские кантаоры как нельзя лучше раскрывают всю глубину и магию этих песен. Одними из самых великих мастеров каньи были Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакона.

La cana исторически является одной из первых песен фламенко, которые недвусмысленно оказываются отраженными в хрониках.. Стиль el polo разделяет со стилем la cana эту честь.

Севильская пресса XIX века, обнаруженная J.L. Ortiz Nuevo, нам показывает, как уже в 1812 был  исполнен стиль  la ‘cana dulce’ с характерными возгласами ‘ayes’.

Стиль la cana был очень популярным жанром в первые годы XIX века, и его мелодия оказалась прототипом андалузской песни.  Мы находим ее например в музыке Rossini. Нечто напоминающее фламенко можно услышать даже в альбоме называемом ‘Regalo lirico’ (‘Лирический Подарок’), изданном в 1819;  в нем можно найти некоторую  la canaв сочетании с bolero,  показывая соединение этих первых песен с музыкой bolero.

Estebanez Calderon в своей работе ‘Escenas Andaluzas’ (‘Андалузские сцены’) описывает la cana как пение, которое дает возможность исполнителю продемонстрировать  свои вокальные способности, так как диапазон, легкость и сила пения доступны уже не просто певцам, а Артистам.. Поэтому достаточно долго этот стиль не считался танцевальным.. Этот факт доказывает, что la cana становится  популярным в эпоху перехода фламенко и точнее, когда певцы профессиональной сцены пения фламенко добросовестно создавали жанр с мелодичной структурой более или менее фиксированной.

Относительно этимологии названия, которое получает этот стиль, существуют несколько мнений: первое относится к повторению слова cana в припеве первоначальной песни; другое считает la cana, как некоторый вариант термина алитерации* исторически связанного с названием в Андалусии бокала вина. (Алитерация — повторение опорного согласного, т.е. непосредственно предшествующего ударному гласному).  Richard Ford и Estebanez Calderon обозначают как предшествующее, арабское слово ‘gaunnia’ (песни). Тот же автор говорит нам, что ствол стиля la cana рождает стили  los olestiranaspolos и las ‘современные’ serrranas. Это проявляется в сходстве между некоторыми промежуточными терциями, имеющими место в  la serrana с la cana.

Antonio Machado Alvarez («Demofilo») упоминает в 1881 мифического певца Tio Luis el de la Juliana как певца canas и polos, переписывая в его каталог фламенко 16 куплетов, из которых могут петься canas и polos, добавляя 21 куплет от  Silverio Franconetti. Обычно указывается два варианта, первый от El Fillo  и второй от Tio Jose el Granaino. Enrique Morente записал стиль Jose Hidalgo el Granaino  ( из местечка Санлукар де Баррамеда), в качестве гитарного аккомпанемента стиля cana, записанного  Manolo de Huelva,  который приспособил песню,  которую Enrique узнал от  Pepe de la Matrona.

В 1954, после того, как — Perico el del Lunar показал вариант стиля la cana певцу  Rafael Romero, эта манера исполнения стала одной из лучших и  была премирована  Анталогией Пения Фламенко от Hispavox (Antologia del Cante Flamenco de Hispavox), навсегда возвращая песню из забвения.

Сегодня практикуется почти исключительно тот вариант la cana, который ранее создал Дон Antonio Chacon, с куплетом так часто слышанном : ‘A mi me pueden mandar / a servir a Dios y al Rey, / pero dejar a tu persona / eso no lo manda la Ley’ (‘Они могут отправить меня служить Богу и Королю, но оставлять твою персону это не дает Закон’). ’ . Antonio Chacon был возможно вдохновлен другой la cana от Jose el Granaino и определившей нынешний вид данного стиля. В чествование, которое осуществили Enrique Morente и Pepe Habichuela великому певцу из Херес-де-ла Фронтера, они также включили, la cana.

Исследователь Martin Salazar, в его классификации малагений ( las malagueñas), привлекает наше внимание относительно la jabera del Negro, стиля интерпретированного Mochuelo, который имеет идентичный выход по отношению к la cana и поется  с тем же куплетом,  что снова заставляет нас думать о связи между стилями el polo и la cana с универсальной мелодией стиля la rondeña.

Chacon завершал la cana с solea grande от  Ribalta, певца из севильского района Триана XIX века.

В конце концов это стало привычкой завершать la cana с el macho – ’¡Arsa y viva Ronda!’ (’¡Arsa и да здравствует Ronda!’), и возгласами, присущими данному стилю, — в то время как el polo заканчивается с solea valiente или apola.

Также говорят о  средней, la media-cana, менее трудной, и  представляющей собой смесь polo и cana, так называемой  la policana.

Стили la cana и la solea очень сходны по своему звучанию, хотя по своему значению они абсолютно отличаются.Кроме того стиль  la cana начинается с череды глубоких и проникновенных восклицаний- вздохов -¡ay!- следующей первой чередой характерных восклицаний (paseillo de ayes), в то время как стиль el  polo начинается непосредственно с соответствующего куплета. С другой стороны сильный стиль el polo контрастирует с более собранным стилем  la cana. Следует понимать первую череду характерных восклицаний, которые повторяются шесть раз, и которые интерпретируются в совершенном соответствии с соответствующими аккордами гитары. Также натуральный el polo вставляет вышеупомянутые восклицания, хотя на один меньше и с более меньшими изменениями- вариациями  в мелодии.

Согласно Manuel de Vargas именно танцор фламенко Antonio de Juana Porrote cтанцевал la Cana в первой трети XX века, сопровождая танец ударами по столу из тростника. Без сомнения распространению танцевальной модели обязаны Perico el del Lunar, который адаптировал танец, предложив его в 1935 Carmen Amaya для того, чтобы демонстрировать во время дебюта в Мадриде. Это имело колоссальный успех. Также Pilar Lopez сделала великолепную хореографию  La cana, ввиду древности постановки, конечно многие из основных составных частей танца растворились в других комплексах жанров solea. Для гитары были осуществлены формулы арпеджио, теперь полностью интегрированные в комплексы жанров solea. Например та, которую записал Ramon Montoya.

РИТМ (EL COMPAS)

La cana,  так же как и стиль  el polo, исполняется в ритме  la solea

ТОНАЛЬНОСТЬ (LA TONALIDAD)

В гармонической плоскости la cana и el polo — два дифференцированных стиля, так для стиля la cana характерна манера исполнения всей песни в андалузской каденсии (кадансе), поддерживая четыре аккорда в соответствующих доминирующих составляющих. Этот факт приводит к убеждению, что куплет la cana напевается в минорной тональности и действительно является одним из типов, с модальным ostinato (Остина́то — композиторский приём, основанный на многократном повторении в музыкальном произведении какой-либо мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука), более ясно видимым в четвертой степень андалузской шкалы (ЛЯ минор), подчеркивающей основную линию минорной тональности; однако остальные функции каденсии первой степени (МИ мажор), можно обнаружить как в стиле la cana, или la solea, таки в других модальных стилях фламенко.

КУПЛЕТЫ (LAS LETRAS)

Оба стиля, как el polo так  la cana поются  главным образом на строфах большого solea (solea grande), строфа для  la cana представляет собой восьмисложное четверостишье, в котором певец повторяет стихотворения, или часть их, адаптируя к терциям свойственным этому пению. El macho или куплет меняются  несколько раз.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

Великими исполнителями стили la Cana являются: Pepe el de la Matrona, Porrinas de Badajoz и Naranjito de Triana, среди других. Манеру певца Chacon можно услышать в исполнении Rafael Romero, Fosforito и Enrique Morente  и других самых выдающихся исполнителей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *